Валентин Грудев

23 сентября 2007 г.

Часть I



Зёрна, или Сеятель (2)





Видя толпы народа, Он сжалился над ними,
что они были изнурены и разсеяны, как овцы, 
не имеющие пастыря.

Тогда говорит ученикам своим: жатвы много, 
а делателей мало;

Итак молите Господина жатвы, чтобы выслал 
делателей на жатву Свою.

Евангелие от Матфея, 9, 36—38.



Вот какое сейчас время, вот что нужно сейчас делать...

***

Примирение народа с властью состоится тогда, когда власть перестанет воевать с народом. 

*** 

Время — деньги: экономя деньги, экономим время. По-иному не получается его сэкономить. 

*** 

Общество принимает всегда те формы, политические и экономические, которые оно в данный момент готово принять, а мы вечно недовольны, вечно понукаем его, хотим, чтобы оно изменилось в лучшую, с нашей точки зрения, сторону, а иначе и жить не хотим. 

Вместо того, чтобы просто жить, не хотим жить просто. Прямо как у Гёте — «кто хочет невозможного, мне мил». Сказал так, словно сказал это про русских и при этом знал о них всё. (Ай да Гёте, ай да сукин сын.) 

*** 

А зачем нам капитализм, если у нас всё есть? (Социализм нам гораздо больше подходит.) 

*** 

Русский человек живёт так, как будто у него не одна жизнь, а десять, но и одну не успевает прожить, потому что одну живёт, как десять. 

*** 

Кто нас может объединить? — только Бог; и как мы можем объединиться? — только как рабы Божьи. 

Все мы равны в мизерности своей перед Богом, и только под Его сенью мы действительно равны и согласны признать наше равенство. Всё остальное — только к различению и возвеличению. (Все эти секты, партии, организации и т.д. и т.п.) 

*** 

Господь предписывает, что не надо делать; все остальные (претендующие на Его роль и значение) предписывают, что надо делать. (Он удерживает, все остальные — понуждают. Вне рамок Его предписаний мы свободны; потому и свободны.) 

*** 

Мы ведём себя так, как будто при нашей жизни всё началось и при нашей жизни всё закончится. 

Хотим, чтобы при нашей жизни всё произошло и случилось. Торопимся жить, торопим жизнь, а она идёт своим чередом, не обращая на наши усилия никакого внимания. И если нам что-либо и удаётся в конце концов ускорить и приблизить, так это собственный свой конец. 

*** 

«Дурная» бесконечность и марксизма, и либерализма, исходящих из того, что есть «у человечества начало, но нет у человечества конца», из идеи прогресса и его неисчерпаемости. В корне порочные и неверные идеи и идеологии, если и ведущие куда человечество, то в тупик или к преждевременной гибели... 

Острая ощутимость конечности бытия, бренности земного существования, присущая русскому сознанию и не имеющая ничего общего с идеей «бесконечного прогресса». 

(В погоне за земным утрачиваем (небесную) перспективу.) 

*** 

В ночь перед Рождеством ощущаешь свою Богооставленность и Богооставленность мира, как никогда. На одну — страшную — ночь, но ощущаешь, что ты в мире один и каково без Бога. (Если у тебя есть душа и сердце, то ты это чувствуешь.) 

*** 

Экуменизм — церковный мондиализм. 

*** 

Певцы девственной природы и прелестей сельской жизни почему-то непременно живут в городах. 

*** 

Когда отбирали собственность у русских её владельцев: у русских дворян, купцов, промышленников, крестьян, казаков, то это было в порядке вещей — революцией, экспроприацией «награбленного», перераспределением общественного богатства в пользу «бедных», но как только сейчас заходит речь о том же, о перераспределении богатства и отъёме «собственности», так и начинается: не допустим гражданской войны, большой крови, 37-го года, лимит на революции исчерпан... Ещё как не исчерпан! 

*** 

Ищут деньги, или истину, или ничего не ищут, худшие из всех. 

*** 

Россия снова вернётся почти во все земли, что входили в состав Российско-Советской империи и что отпали от неё в конце прошлого — уже прошлого! — века, но только на колониальной или неоколониальной, выгодной для неё основе, а не в качестве «спонсора» или донора, каковым она для них и была всегда, когда они находились в её составе, предоставив их своей судьбе, самим устраивать свою туземную жизнь, поддерживать собственными силами у себя порядок, самим заботиться о своём прокормлении. 

*** 

Может быть, мы и не всё знаем (и, скорее всего, это так), но мы знаем главное — кому мы обязаны всеми своими бедами за истекший век. (И это наше знание уже навсегда останется с нами.) 

*** 

Мы сами себя наказываем, своими же руками, за свои же проступки, нарушаем заповеди и получаем, когда по рукам, а когда и по чему другому, не сразу, не автоматически, но получаем и расплачиваемся, даже порой не подозревая, за что и почему... 

*** 

У «диссидентов» «разногласия с Советской властью были чисто стилистические» (А. Синявский), а у русских — самые что ни на есть принципиальные. 

*** 

Да здравствует российское правительство, самое либеральное правительство в мире! (Единый для всех — и для уборшиц, и для миллионеров — 13% подоходный налог — 13-ти! — чего-то да стоит!) 

*** 

В своих мемуарах И. Эренбург удивлялся (а то и потешался) уж больно не арийской внешности руководителей Третьего Рейха. И ведь было с чего, неужели ничего не знал и ни о чём не догадывался этот осведомлённейший старый советский лис? Вряд ли. 

*** 

В том-то и дело, что и Александр III и Николай II были нормальными людьми и правителями, прямо-таки золотыми, если бы правили в спокойные, устойчивые времена, но их правление пришлось на революционные, последние времена, а для них как нельзя более кстати подошёл бы какой-нибудь сверхненормальный правитель, вроде Петра, чтобы совладать с кризисной, почти критической ситуацией. 

*** 

Безбожие и атеизм — это не одно и то же. Безбожие — это лень ума и пустота сердца, теплохладность. А атеизм — это убеждение, вера, достаточно активная, хотя и отрицательная (во всех смыслах). 

*** 

Подделать можно текст (речь), но нельзя подделать тон. 

*** 

Неистовый большевизм и теплохладный либерализм. (Либерал — это выдохшийся, прокисший большевик, заражающий окружающих своей гнилостностью.) 

*** 

Все русские православные праздники на переломе веков и тысячелетий, в эти сверхюбилейные дни — Рождество и Новый год (25 декабря и 1 января), пришлись на Воскресные дни (7 и 14 января по григорианскому календарю соответственно — и в отличие от католического Рождества и Нового года, пришедшихся на понедельник!) — так чей календарь истинный, юлианско-православный или григорианско-католический?

(2001 г.) 

*** 

Женщина-философ — нонсенс. А женщина — историк? А математик? А женщина — солдат? А нам всё о женском «равноправии» талдычат, либералы. Им бы всё мужиков обабить, а баб омужичить. А мужчина — мать-роженица? Какое «равноправие», когда от Бога одно неравенство вокруг? Что за либеральные бредни? 

*** 

Если мы празднуем — вынужденно — Рождество 7 января (по григорианско-католическому календарю), то и Новый год должны встречать 14-го января (а Старый провожать — 13-го), а не 1-го, если мы русские. Это должно стать непреложным правилом для каждого русского человека. Иначе мы и не русские, и не православные, а так — ни Богу свечка, ни чёрту кочерга, население, быдло, навоз... для чужих дел, для чужого употребления. 

*** 

Восстания Разина и Пугачёва оказались неуспешными, потому что в те времена в России ещё не было «пролетариата». 

*** 

Есть Буриданов осёл, а есть Валаамова ослица. (И если первый околел по собственной воле, то вторая заговорила по Божьей воле.) 

*** 

Все настоящие национальные революции в России происходили сверху и незаметно — в 1741г., в 1861-м, в 1929-м, в 1953-м... И грядущая должна так же и там же случиться ... 

*** 

Когда при последнем советском премьере Павлове (ставшем премьером по всем правилам — из министров финансов) попробовали произвести обмен старых советских пятидесяти- и сторублёвок на новые, вся «демократическая» пресса подняла вой: пьяницы, враги народа, убийцы стариков... А когда спалили все русские сбережения — на миллиарды, сотни миллиардов рублей, и провернули свой «дефолт», снова ограбивший русских — стариков в том числе, что-то их так не называли — в той же прессе — хотя они тысячекратно этого заслуживали... 

*** 

Православие — русская религия, религия русского народа, хотим мы этого или не хотим. (Но от этого уже никуда не денешься — поляку, ирландцу, итальянцу или испанцу уже не доказать, не объяснить и не понять, что оно — истинное христианство, практически одни русские это понимают и с этим соглашаются. Тест на русскость.) 

*** 

Искушайте ум, но не сердце. 

*** 

В своих духовных исканиях я шёл, как Достоевский и Л. Тихомиров, слева направо. 

*** 

Это не мы миру показываем, как не надо жить, а Европа (Запад), «опережая» нас в развитии на 200 лет, показывает нам, каким путём не надо идти. (Они первопроходцы, и с пути они сбились.) Нам совсем не обязательно идти за ними след в след, повторяя все их, в том числе и роковые, ошибки. Не мы урок им, а они урок нам. (Даны нам в назидание, а не в подражание.) 

*** 

Русский ум простой от начала, потому что он Божий. 

*** 

Христианство оно и есть христианство, просто христианство, а никакое не католическое, протестантское, баптистское и т.д. 

*** 

Человек есть то, что он думает. 

*** 

Капитализм не для России писан. (И не для неё создан. А она — не для него.) 

Феодализм был у России не свой, карикатурный; и капитализм у неё тоже не свой и тоже карикатурный. Потому что тот и другой построили ей величайшие мастера карикатуры. (И в этом принципиальное отличие её исторического пути от пути Западной Европы, для которой тот и другой строй были вполне самостоятельными и органичными.) 

И феодализм, и капитализм у нас зеркально отражённые, т.е. левые

*** 

Никто к тебе не войдёт, если ты сам к себе никого не впустишь. (О всякой нечисти, гневе, зле, недобрых помыслах, злых силах и т.п. Без твоего позволения они к тебе не войдут, при всём их, казалось бы, всемогуществе.) 

*** 

В молодости мы убиваем время, в старости оно убивает нас. 

*** 

Прошлое нам преподносится (преподаётся) в виде урока. 

(Настоящее — в виде возможности проверить, насколько он усвоен, а будущее — в виде возможности его исправить.) 

*** 

В молодости мы прожигаем жизнь, а в старости мы спохватываемся и начинаем её ценить и беречь. Да поздно. 

*** 

Философия — это попытки объяснить необъяснимое и постичь непостижимое. (И философия, и течения в раннем христианстве, объявленные впоследствии ересями и первоначально вызванные именно этим стремлением.) 

*** 

Единственное, что могло сокрушить Советский строй, — это проиграиная война. И Советский Союз, ввязавшись в Холодную войну, её проиграл. А потом случилось всё остальное, что не могло после этого и в результате этого не случиться. 

*** 

Истинный ли кто христианин — проверить можно, посмотрев, ведёт ли он к Христу или уводит от Него. 

*** 

Кто любит обижать, тот любит и обижаться. 

*** 

Под стать тому, что в России — и Самодержавной, и Советской — были две «нации», были в ней и две интеллигенции, одна национальная, русская, а другая прозападная и антинациональная. 

 *** 

Когда, казалось бы, союзник нападает, ожесточённо, яростно, на союзника, то нужно присмотреться, а что это за союзник и чей он на самом деле союзник? 

*** 

За истекшие десять лет нет ничего такого, чего русские (которых сто лет — целый век! — держали в информационной блокаде) не узнали или не могли бы узнать. Для русских отныне нет секретов — ни о ком и ни о чём. В этом сокровенный смысл минувшего десятилетия, последнего десятилетия ушедшего века. 

*** 

Два направления в национальной историографии России ХХ века — одно пишет историю России, а другое сочиняет миф о России. 

*** 

Античная философия подготовила почву для восприятия христианства, и поэтому, когда то пришло, то вошло в европейские античные умы, как клинок в ножны. (А потом, во времена Ренессанса, оплодотворив уцелевшее античное наследие чуждым ему семенем, привили ему совсем не римско-греческий дух и направили против христианства, окрестив это противоестественное спаривание и стравливание «гуманизмом». От Монтеня до Ницше и до наших дней это неоязыческое дело ведётся и тянется.) 

*** 

О проблеме и соотношении духовного и кровного, расового. Янычары были сыновьями родителей-христиан, славянами, может быть, по преимуществу, воспитанными в магометанской вере, и верной опорой турецких султанов, в том числе и в их борьбе против народов, плоть от плоти которых они, янычары, были. Но только плоть от плоти. 

*** 

Если вовремя, сызмала изучить античную философию, античную историю и литературу, ни к чему плохому это православного русского человека не приведёт, а приведёт единственно ко Христу. 

*** 

Стоит подождать и посмотреть, какой же по счёту плевок переполнит чашу терпения российской власти, которой, может быть, когда-нибудь да надоест угодливо утираться и делать вид, что это божья роса. 

*** 

Как христианин, я уповаю на революцию сверху, ибо только такая революция может быть национальной и принести России пользу, без какого-либо серьёзного ущерба для её развития, без ухудшения и без того шаткого и нерадостного нынешнего её состояния. 

*** 

Что поняли, с тем согласны; что не поняли, с тем не согласны. Так читают, так воспринимают. 

*** 

Если человеконенавистнический большевицкий режим под конец очеловечился, то, с Божьей помощью, может быть, и нынешний людоедский капиталистический образумится? 

*** 

Настоящий писатель, художник может написать, создать шедевр, но никогда — бестселлер. 

*** 

Русак — одиночка. А ему нужно снова учиться жить сообща, артельно, иначе сомнут, иначе не выживет. Спасение России — в возврате к общине, в построении социализма. Русского православного социализма. 

*** 

Дуракам закон не писан. Пал-Палыч Бородин, отправляясь по приглашению в Штаты, думал, наверное, что международные законы писаны не для него, «государственного деятеля», и что если бы подобный «Пал-Палыч» был приглашён в Россию, то уж наверняка с ним ничего бы не случилось — как же, «закон гостеприимства», да и что нам стоит возбудить уголовное дело, прекратить его, своя рука владыка. Ан нет. Поехал наш жирный карась и попался на нехитрый крючок, угодил наш важный павлин в небрежно расставленные силки. 

*** 

Богатые ходят в церковь откупаться. Нет чтобы закрутить, устроить что-нибудь благотворительное, богоугодное, культурный центр, открыть не пивной бар, а магазин нормальной духовной литературы, библиотеку, да куда там... Наворуют, нахапают, набьют мошну потуже и брюхо поплотнее и идут с Богом частью наворованного делиться. Не иначе как Верховным Паханом считают. 

*** 

Кто чего стоит, определяй по тому, подталкивает ли он к чему-либо (провоцирует, подбивает на что-то, иными словами) или удерживает, предостерегает. 

*** 

Русский человек от природы совестливый (бессовестные составляют исключение), а есть ли совесть у сынов других народов, ешё смотреть нужно. 

*** 

Мысль есть, наверное, всё же то, что сформулировано и высказано нами, а не то, что порой бродит в черепной коробке, бессвязного, тёмного, а подчас и греховного. 

*** 

Русские есть синтез христианской мысли. 

*** 

В русском человеке удивительным образом уживаются западник и славянофил, а в результате этого синтеза, поскольку это всё же синтез, а не шизофрения, получается русский православный национальный социалист. 

*** 

Современные русские казаки не казаки, а русские бандиты. 

*** 

Без веры в Бога человек не более чем ходячая утроба. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на наших скудоумных чиновников, живущих одним днём, ради насыщения брюха и дальше своего носа ничего не видящих. 

*** 

Что ни русский, то индивидуальность, личность. Поэтому и не удаётся нам объединиться. Если что и может нас сплотить — это внешняя угроза и внешняя сила (хотя бы государственная). Поэтому Россия и объединяется, и строится, и управляется — сверху, а больше никак. 

*** 

Казус Бородина. Показали, кто в доме хозяин. Урок нашим правителям. Правителям ли? 

Может, накрутит Запад хвост нашим дурачкам-правителям (со всеми этими долгами и прочими делами) и перестанут они отделять себя от народа и противопоставлять себя ему. И то и другое будет только на пользу. 

***

Мы идём (пока) путём Европы (Западной), но — подчёркиваю это! — процесс этот не фатален; нам необязательно идти за нею след в след, повторять каждый её шаг, совершать все её ошибки (ведь они первопроходцы, а не пример нам); пора и учиться на них, чужих и своих; можно, когда придёт пора, вернуться (или свернуть) на свой путь, но не раньше, чем поймём, где он и в чём он. 

*** 

У Льва Николаевича (Толстого) был ум учёного; поэтому он стремился создать «научную» религию (построенную на знании, а не на вере), и поэтому у него ничего не вышло. (А о нём Бог знает что говорят и Бог знает что выдумывают. ) 

*** 

Мы живы, пока мы живы в чьей-то памяти (так любят говорить и повторять атеисты). Но точно так же мы живы и в Божьей Памяти, а потому у Бога все живы. 

*** 

Добивались и добились того, чтобы мы перешли от марксистского, систематического, изучения истории к либеральному, хаотическому. 

В марксизме есть хоть какое-то «рациональное зерно», а в либерализме его нет вовсе. 

В марксизме есть хоть какое-то творческое, созидательное начало — с его помощью удалось, пусть и на краткое время, построить мощнейшую и величайшую в мировой истории Империю; либерализм же творчески бесплоден; всё, что он способен породить, это разложение и тлен. 

*** 

Советские ВУ3ы были не учебными заведениями, а казармами, «школами коммунизма». 

*** 

Равенство при коммунизме либералы обзывали «уравниловкой», а на самом деле при их капитализме всех уравняли в нищете, обеспечив неравенство одним ворам, ничтожному меньшинству, — в роскоши. 

Powered By Blogger