Зёрна, или Сеятель (2)
***
Примирение народа с властью состоится тогда, когда власть перестанет воевать с народом.
***
Время — деньги: экономя деньги, экономим время. По-иному не получается его сэкономить.
***
Общество принимает всегда те формы, политические и экономические, которые оно в данный момент готово принять, а мы вечно недовольны, вечно понукаем его, хотим, чтобы оно изменилось в лучшую, с нашей точки зрения, сторону, а иначе и жить не хотим.
Вместо того, чтобы просто жить, не хотим жить просто. Прямо как у Гёте — «кто хочет невозможного, мне мил». Сказал так, словно сказал это про русских и при этом знал о них всё. (Ай да Гёте, ай да сукин сын.)
***
А зачем нам капитализм, если у нас всё есть? (Социализм нам гораздо больше подходит.)
***
Русский человек живёт так, как будто у него не одна жизнь, а десять, но и одну не успевает прожить, потому что одну живёт, как десять.
***
Кто нас может объединить? — только Бог; и как мы можем объединиться? — только как рабы Божьи.
Все мы равны в мизерности своей перед Богом, и только под Его сенью мы действительно равны и согласны признать наше равенство. Всё остальное — только к различению и возвеличению. (Все эти секты, партии, организации и т.д. и т.п.)
***
Господь предписывает, что не надо делать; все остальные (претендующие на Его роль и значение) предписывают, что надо делать. (Он удерживает, все остальные — понуждают. Вне рамок Его предписаний мы свободны; потому и свободны.)
***
Мы ведём себя так, как будто при нашей жизни всё началось и при нашей жизни всё закончится.
Хотим, чтобы при нашей жизни всё произошло и случилось. Торопимся жить, торопим жизнь, а она идёт своим чередом, не обращая на наши усилия никакого внимания. И если нам что-либо и удаётся в конце концов ускорить и приблизить, так это собственный свой конец.
***
«Дурная» бесконечность и марксизма, и либерализма, исходящих из того, что есть «у человечества начало, но нет у человечества конца», из идеи прогресса и его неисчерпаемости. В корне порочные и неверные идеи и идеологии, если и ведущие куда человечество, то в тупик или к преждевременной гибели...
*
Острая ощутимость конечности бытия, бренности земного существования, присущая русскому сознанию и не имеющая ничего общего с идеей «бесконечного прогресса».
(В погоне за земным утрачиваем (небесную) перспективу.)
***
В ночь перед Рождеством ощущаешь свою Богооставленность и Богооставленность мира, как никогда. На одну — страшную — ночь, но ощущаешь, что ты в мире один и каково без Бога. (Если у тебя есть душа и сердце, то ты это чувствуешь.)
***
Экуменизм — церковный мондиализм.
***
Певцы девственной природы и прелестей сельской жизни почему-то непременно живут в городах.
***
Когда отбирали собственность у русских её владельцев: у русских дворян, купцов, промышленников, крестьян, казаков, то это было в порядке вещей — революцией, экспроприацией «награбленного», перераспределением общественного богатства в пользу «бедных», но как только сейчас заходит речь о том же, о перераспределении богатства и отъёме «собственности», так и начинается: не допустим гражданской войны, большой крови, 37-го года, лимит на революции исчерпан... Ещё как не исчерпан!
***
Ищут деньги, или истину, или ничего не ищут, худшие из всех.
***
Россия снова вернётся почти во все земли, что входили в состав Российско-Советской империи и что отпали от неё в конце прошлого — уже прошлого! — века, но только на колониальной или неоколониальной, выгодной для неё основе, а не в качестве «спонсора» или донора, каковым она для них и была всегда, когда они находились в её составе, предоставив их своей судьбе, самим устраивать свою туземную жизнь, поддерживать собственными силами у себя порядок, самим заботиться о своём прокормлении.
***
Может быть, мы и не всё знаем (и, скорее всего, это так), но мы знаем главное — кому мы обязаны всеми своими бедами за истекший век. (И это наше знание уже навсегда останется с нами.)
***
Мы сами себя наказываем, своими же руками, за свои же проступки, нарушаем заповеди и получаем, когда по рукам, а когда и по чему другому, не сразу, не автоматически, но получаем и расплачиваемся, даже порой не подозревая, за что и почему...
***
У «диссидентов» «разногласия с Советской властью были чисто стилистические» (А. Синявский), а у русских — самые что ни на есть принципиальные.
***
Да здравствует российское правительство, самое либеральное правительство в мире! (Единый для всех — и для уборшиц, и для миллионеров — 13% подоходный налог — 13-ти! — чего-то да стоит!)
***
В своих мемуарах И. Эренбург удивлялся (а то и потешался) уж больно не арийской внешности руководителей Третьего Рейха. И ведь было с чего, неужели ничего не знал и ни о чём не догадывался этот осведомлённейший старый советский лис? Вряд ли.
***
В том-то и дело, что и Александр III и Николай II были нормальными людьми и правителями, прямо-таки золотыми, если бы правили в спокойные, устойчивые времена, но их правление пришлось на революционные, последние времена, а для них как нельзя более кстати подошёл бы какой-нибудь сверхненормальный правитель, вроде Петра, чтобы совладать с кризисной, почти критической ситуацией.
***
Безбожие и атеизм — это не одно и то же. Безбожие — это лень ума и пустота сердца, теплохладность. А атеизм — это убеждение, вера, достаточно активная, хотя и отрицательная (во всех смыслах).
***
Подделать можно текст (речь), но нельзя подделать тон.
***
Неистовый большевизм и теплохладный либерализм. (Либерал — это выдохшийся, прокисший большевик, заражающий окружающих своей гнилостностью.)
***
Все русские православные праздники на переломе веков и тысячелетий, в эти сверхюбилейные дни — Рождество и Новый год (25 декабря и 1 января), пришлись на Воскресные дни (7 и 14 января по григорианскому календарю соответственно — и в отличие от католического Рождества и Нового года, пришедшихся на понедельник!) — так чей календарь истинный, юлианско-православный или григорианско-католический?
(2001 г.)
***
Женщина-философ — нонсенс. А женщина — историк? А математик? А женщина — солдат? А нам всё о женском «равноправии» талдычат, либералы. Им бы всё мужиков обабить, а баб омужичить. А мужчина — мать-роженица? Какое «равноправие», когда от Бога одно неравенство вокруг? Что за либеральные бредни?
***
Если мы празднуем — вынужденно — Рождество 7 января (по григорианско-католическому календарю), то и Новый год должны встречать 14-го января (а Старый провожать — 13-го), а не 1-го, если мы русские. Это должно стать непреложным правилом для каждого русского человека. Иначе мы и не русские, и не православные, а так — ни Богу свечка, ни чёрту кочерга, население, быдло, навоз... для чужих дел, для чужого употребления.
***
Восстания Разина и Пугачёва оказались неуспешными, потому что в те времена в России ещё не было «пролетариата».
***
Есть Буриданов осёл, а есть Валаамова ослица. (И если первый околел по собственной воле, то вторая заговорила по Божьей воле.)
***
Все настоящие национальные революции в России происходили сверху и незаметно — в 1741г., в 1861-м, в 1929-м, в 1953-м... И грядущая должна так же и там же случиться ...
***
Когда при последнем советском премьере Павлове (ставшем премьером по всем правилам — из министров финансов) попробовали произвести обмен старых советских пятидесяти- и сторублёвок на новые, вся «демократическая» пресса подняла вой: пьяницы, враги народа, убийцы стариков... А когда спалили все русские сбережения — на миллиарды, сотни миллиардов рублей, и провернули свой «дефолт», снова ограбивший русских — стариков в том числе, что-то их так не называли — в той же прессе — хотя они тысячекратно этого заслуживали...
***
Православие — русская религия, религия русского народа, хотим мы этого или не хотим. (Но от этого уже никуда не денешься — поляку, ирландцу, итальянцу или испанцу уже не доказать, не объяснить и не понять, что оно — истинное христианство, практически одни русские это понимают и с этим соглашаются. Тест на русскость.)
***
Искушайте ум, но не сердце.
***
В своих духовных исканиях я шёл, как Достоевский и Л. Тихомиров, слева направо.
***
Это не мы миру показываем, как не надо жить, а Европа (Запад), «опережая» нас в развитии на 200 лет, показывает нам, каким путём не надо идти. (Они первопроходцы, и с пути они сбились.) Нам совсем не обязательно идти за ними след в след, повторяя все их, в том числе и роковые, ошибки. Не мы урок им, а они урок нам. (Даны нам в назидание, а не в подражание.)
***
Русский ум простой от начала, потому что он Божий.
***
Христианство оно и есть христианство, просто христианство, а никакое не католическое, протестантское, баптистское и т.д.
***
Человек есть то, что он думает.
***
Капитализм не для России писан. (И не для неё создан. А она — не для него.)
*
Феодализм был у России не свой, карикатурный; и капитализм у неё тоже не свой и тоже карикатурный. Потому что тот и другой построили ей величайшие мастера карикатуры. (И в этом принципиальное отличие её исторического пути от пути Западной Европы, для которой тот и другой строй были вполне самостоятельными и органичными.)
*
И феодализм, и капитализм у нас зеркально отражённые, т.е. левые.
***
Никто к тебе не войдёт, если ты сам к себе никого не впустишь. (О всякой нечисти, гневе, зле, недобрых помыслах, злых силах и т.п. Без твоего позволения они к тебе не войдут, при всём их, казалось бы, всемогуществе.)
***
В молодости мы убиваем время, в старости оно убивает нас.
***
Прошлое нам преподносится (преподаётся) в виде урока.
(Настоящее — в виде возможности проверить, насколько он усвоен, а будущее — в виде возможности его исправить.)
***
В молодости мы прожигаем жизнь, а в старости мы спохватываемся и начинаем её ценить и беречь. Да поздно.
***
Философия — это попытки объяснить необъяснимое и постичь непостижимое. (И философия, и течения в раннем христианстве, объявленные впоследствии ересями и первоначально вызванные именно этим стремлением.)
***
Единственное, что могло сокрушить Советский строй, — это проиграиная война. И Советский Союз, ввязавшись в Холодную войну, её проиграл. А потом случилось всё остальное, что не могло после этого и в результате этого не случиться.
***
Истинный ли кто христианин — проверить можно, посмотрев, ведёт ли он к Христу или уводит от Него.
***
Кто любит обижать, тот любит и обижаться.
***
Под стать тому, что в России — и Самодержавной, и Советской — были две «нации», были в ней и две интеллигенции, одна национальная, русская, а другая прозападная и антинациональная.
***
Когда, казалось бы, союзник нападает, ожесточённо, яростно, на союзника, то нужно присмотреться, а что это за союзник и чей он на самом деле союзник?
***
За истекшие десять лет нет ничего такого, чего русские (которых сто лет — целый век! — держали в информационной блокаде) не узнали или не могли бы узнать. Для русских отныне нет секретов — ни о ком и ни о чём. В этом сокровенный смысл минувшего десятилетия, последнего десятилетия ушедшего века.
***
Два направления в национальной историографии России ХХ века — одно пишет историю России, а другое сочиняет миф о России.
***
Античная философия подготовила почву для восприятия христианства, и поэтому, когда то пришло, то вошло в европейские античные умы, как клинок в ножны. (А потом, во времена Ренессанса, оплодотворив уцелевшее античное наследие чуждым ему семенем, привили ему совсем не римско-греческий дух и направили против христианства, окрестив это противоестественное спаривание и стравливание «гуманизмом». От Монтеня до Ницше и до наших дней это неоязыческое дело ведётся и тянется.)
***
О проблеме и соотношении духовного и кровного, расового. Янычары были сыновьями родителей-христиан, славянами, может быть, по преимуществу, воспитанными в магометанской вере, и верной опорой турецких султанов, в том числе и в их борьбе против народов, плоть от плоти которых они, янычары, были. Но только плоть от плоти.
***
Если вовремя, сызмала изучить античную философию, античную историю и литературу, ни к чему плохому это православного русского человека не приведёт, а приведёт единственно ко Христу.
***
Стоит подождать и посмотреть, какой же по счёту плевок переполнит чашу терпения российской власти, которой, может быть, когда-нибудь да надоест угодливо утираться и делать вид, что это божья роса.
***
Как христианин, я уповаю на революцию сверху, ибо только такая революция может быть национальной и принести России пользу, без какого-либо серьёзного ущерба для её развития, без ухудшения и без того шаткого и нерадостного нынешнего её состояния.
***
Что поняли, с тем согласны; что не поняли, с тем не согласны. Так читают, так воспринимают.
***
Если человеконенавистнический большевицкий режим под конец очеловечился, то, с Божьей помощью, может быть, и нынешний людоедский капиталистический образумится?
***
Настоящий писатель, художник может написать, создать шедевр, но никогда — бестселлер.
***
Русак — одиночка. А ему нужно снова учиться жить сообща, артельно, иначе сомнут, иначе не выживет. Спасение России — в возврате к общине, в построении социализма. Русского православного социализма.
***
Дуракам закон не писан. Пал-Палыч Бородин, отправляясь по приглашению в Штаты, думал, наверное, что международные законы писаны не для него, «государственного деятеля», и что если бы подобный «Пал-Палыч» был приглашён в Россию, то уж наверняка с ним ничего бы не случилось — как же, «закон гостеприимства», да и что нам стоит возбудить уголовное дело, прекратить его, своя рука владыка. Ан нет. Поехал наш жирный карась и попался на нехитрый крючок, угодил наш важный павлин в небрежно расставленные силки.
***
Богатые ходят в церковь откупаться. Нет чтобы закрутить, устроить что-нибудь благотворительное, богоугодное, культурный центр, открыть не пивной бар, а магазин нормальной духовной литературы, библиотеку, да куда там... Наворуют, нахапают, набьют мошну потуже и брюхо поплотнее и идут с Богом частью наворованного делиться. Не иначе как Верховным Паханом считают.
***
Кто чего стоит, определяй по тому, подталкивает ли он к чему-либо (провоцирует, подбивает на что-то, иными словами) или удерживает, предостерегает.
***
Русский человек от природы совестливый (бессовестные составляют исключение), а есть ли совесть у сынов других народов, ешё смотреть нужно.
***
Мысль есть, наверное, всё же то, что сформулировано и высказано нами, а не то, что порой бродит в черепной коробке, бессвязного, тёмного, а подчас и греховного.
***
Русские есть синтез христианской мысли.
***
В русском человеке удивительным образом уживаются западник и славянофил, а в результате этого синтеза, поскольку это всё же синтез, а не шизофрения, получается русский православный национальный социалист.
***
Современные русские казаки не казаки, а русские бандиты.
***
Без веры в Бога человек не более чем ходячая утроба. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на наших скудоумных чиновников, живущих одним днём, ради насыщения брюха и дальше своего носа ничего не видящих.
***
Что ни русский, то индивидуальность, личность. Поэтому и не удаётся нам объединиться. Если что и может нас сплотить — это внешняя угроза и внешняя сила (хотя бы государственная). Поэтому Россия и объединяется, и строится, и управляется — сверху, а больше никак.
***
Казус Бородина. Показали, кто в доме хозяин. Урок нашим правителям. Правителям ли?
Может, накрутит Запад хвост нашим дурачкам-правителям (со всеми этими долгами и прочими делами) и перестанут они отделять себя от народа и противопоставлять себя ему. И то и другое будет только на пользу.
***
Мы идём (пока) путём Европы (Западной), но — подчёркиваю это! — процесс этот не фатален; нам необязательно идти за нею след в след, повторять каждый её шаг, совершать все её ошибки (ведь они первопроходцы, а не пример нам); пора и учиться на них, чужих и своих; можно, когда придёт пора, вернуться (или свернуть) на свой путь, но не раньше, чем поймём, где он и в чём он.
***
У Льва Николаевича (Толстого) был ум учёного; поэтому он стремился создать «научную» религию (построенную на знании, а не на вере), и поэтому у него ничего не вышло. (А о нём Бог знает что говорят и Бог знает что выдумывают. )
***
Мы живы, пока мы живы в чьей-то памяти (так любят говорить и повторять атеисты). Но точно так же мы живы и в Божьей Памяти, а потому у Бога все живы.
***
Добивались и добились того, чтобы мы перешли от марксистского, систематического, изучения истории к либеральному, хаотическому.
*
В марксизме есть хоть какое-то «рациональное зерно», а в либерализме его нет вовсе.
*
В марксизме есть хоть какое-то творческое, созидательное начало — с его помощью удалось, пусть и на краткое время, построить мощнейшую и величайшую в мировой истории Империю; либерализм же творчески бесплоден; всё, что он способен породить, это разложение и тлен.
***
Советские ВУ3ы были не учебными заведениями, а казармами, «школами коммунизма».
***
Равенство при коммунизме либералы обзывали «уравниловкой», а на самом деле при их капитализме всех уравняли в нищете, обеспечив неравенство одним ворам, ничтожному меньшинству, — в роскоши.